« Назад
Консультация педагога- психолога "Давай поговорим!" 06.11.2013 04:34
«Ну, солнышко, как там было у вас сегодня?» - «Хорошо» - вот и все, что отвечает пятилетняя Лиза своей матери. Та вздыхает: ну почему ей приходится клещами тащить из малышки каждое слово? Ведь обычно ее девочка такая говорливая! Почему же она ничего не рассказывает о своих радостях, переживаниях или печалях?
Это загадка, с которой каждый день сталкиваются многие родители. Нередко они начинают беспокоиться, достаточно ли у них информации о буднях в детском саду? Хорошо ли там ребенку? Успокойтесь, малыши не скрытничают, они не хотят и не умеют специально умалчивать о чем-либо. Если невнятно отвечают на вопросы, мало рассказывают, то это совершенно естественная реакция, соответствующая их возрасту.
- Детсадовским детям еще трудно выражать словами то, что они переживали и чувствовали. Умение рассказывать требует тренировки. Задача родителей – показывать, как это делается. Описывайте собственные будни, выдумывайте какие-нибудь истории, побуждайте ребенка придумывать рассказы по картинкам. Учите детей, как можно выражать свои мысли и чувства: «Я рада, что светит солнце, значит, нам можно пойти купаться».
- Дети вспоминают преимущественно то, что особенно врезалось им в память. Следовательно, надо отталкиваться от того, что ребенок сам упомянул: «Значит, горка была мокрая? А как же вы ее высушили?»
- Расспросы общего характера («А чем ты сегодня занимался?») детям непонятны. Лучше задавать целенаправленно сформулированные вопросы: «Значит, вы рисовали? А что было нарисовано у тебя на картинке?» Вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», в большей мере побуждают рассказывать. И еще: когда переспрашиваешь, уточняешь, это свидетельствует о большем участии, чем привычный вопрос на ходу: «Все было нормально?».
- Дети могут хорошо «описать» пережитое и без слов. Используйте это: поиграйте с ними в цирк с показом новых трюков или пением песенок из детского сада. Предлагайте дома рукодельничать, рисовать или лепить что-либо из пластилина – так, как в детском саду. Не принуждайте ребенка. Уважайте то обстоятельство, что детский сад есть сфера жизни, которую ваш ребенок делит с вами не полностью. Это один из первых шагов к самостоятельности.
- Необходимо также поддерживать постоянный контакт с воспитателем. Доброжелательные слова, когда приводите и забираете ребенка, приход в приемные дни или на вечер для родителей показывают: вы поддерживаете работу воспитательницы, интересуетесь тем, что происходит в группе, как дела у вашего ребенка.
Положение становится сложнее, если вы замечаете, что ребенка что-то беспокоит, но он не хочет с вами говорить. За эти может скрываться какая-нибудь острая или хроническая проблема.
Может быть, ваш малыш что-то натворил и стыдится. Или он никак не приживается в группе, его дразнят, а может быть, и бьют.
Как бы вы ни беспокоились – расспрашивайте осторожно. Всерьез относитесь к огорчениям и стыду ребенка, если он вам доверится. Сообща ищите решение: «Ты порвал у Толика картинку? Чем же ты был разозлен, что сделал это?» Когда ребенок поймет, что вы входите в его положение, сочувствуете, он с большей готовностью будет рассказывать вам о своих проблемах.
|